Методика использования ИКТ на уроках английского языка

Планирование урока с использованием ИКТ делится на 4 этапа:

1. Концептуальный этап. На этом этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов:
  • формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
  • формирование умений;
  • контроль усвоения и т.д.
Исходя из целей урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе. Так, она может быть названа:
  • дефицитом источников учебного материала;
  • возможностью представления в мультимедийной форме информационных материалов;
  • необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
  • необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности;
  • созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (проектная деятельность, игровые, состязательные формы обучения и т.д.);
  • необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
2. Технологический этап. На основе сформулированных требований к ОЭР по дидактическим целям и методическому назначению проводится их многофакторный анализ и отбор. Выбирается также форма урока иностранного языка (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, обучающий урок и т.д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса.
Именно на этом этапе учитель иностранного языка определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение ( мультимедийный компьютер, программные средства).
3. Операциональный этап. На этом этапе выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – ОЭР – учебный материал) и их функциональные взаимосвязи.
На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности,форма промежуточного контроля и т.д., на основании чего заполняется технологическая карта.
4. Педагогическая реализация. Основная цель данного этапа – перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств НИТ требуется решение двух основных задач. Первая из них заключается в определении текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Вторая (задача управления познавательной деятельностью учащихся) – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либо максимального объема знаний за заданное время. На этом этапе урока иностранного языка, связанным с использование средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Не следует препятствовать обсуждению между учениками возникающих у них вопросов (запрет таких обсуждений обоснован лишь на этапе автоматизированного контроля), чтобы приобретенные на уроке знания стали для них личностно значимыми. Учитель же здесь – это скорее координатор, консультант по сложным вопросам, но не единственный источник информации.

Использование интерактивной доски помогает правильно и четко построить план работы, зафиксировать на доске наиболее важные аспекты, наглядно показать и выделить значимые детали урока. При такой успешной работе меняется восприятие информации, получаемой при введении урока с интерактивной доской.


Окулова Галина Михайловна, учитель иностранного языка